

Каждый из нас проводит большую часть своего свободного времени с семьей или друзьями. Каждый нуждается в небольшом кругу близких ему людей — наша психика такова, что без общения невозможно вести приносящую удовлетворение жизнь. Мы называем эту человеческую потребность в товарищеских отношениях, и сегодня мы рассмотрим, что это такое, что это такое и почему оно оказывает такое глубокое влияние на наше поведение.
Что такое аффилиация в психологии?
Принадлежность – это естественная потребность человека быть частью общества и проводить в нем время. Каждому из нас необходимо строить отношения с другими людьми, испытывать нежность, доверие, взаимоуважение и другие чувства.
Термин принадлежность происходит от английского слова affiliation, которое, в свою очередь, происходит от латинского слова filialis (сын). Так что буквальное значение этого понятия — присоединить что-то меньшее к чему-то большему (один человек к группе).
Эта потребность развивается в раннем детстве вместе с семьей и сверстниками. Для маленького ребенка присутствие других людей приносит чувство покоя и безопасности. Однако, если он часто бывает один, он становится беспокойным. Взрослые также чувствуют себя хорошо среди близких людей и могут впадать в депрессию, когда остаются одни в течение длительного времени.
Психологи считают, что принадлежность является следствием воспитания и имеет свое оправдание. Для ребенка постоянное нахождение в окружении семьи является гарантией безопасности и благополучия. Это восприятие укоренилось в них, и в будущем взрослый должен быть рядом с ними все время. Они хотят быть частью многих независимых групп: семьи, друзей, коллег.
Виды аффилиации
Понимание того, что означает принадлежность, может незначительно различаться в зависимости от контекста. Хотя это психологически неправильно, обычно это связано с потребностью человека быть частью компании. Принадлежность также может относиться к процессу вступления в отношения или к самим отношениям. Иными словами, оно относится как к особенностям психики, так и к связанному с ней социальному явлению.
При классификации видов аффилиации психологи используют сочетание этих двух понятий:


- Нужно принадлежать. Это мера того, насколько человек должен быть частью компании. Высокоаффилированные люди постоянно стремятся к пониманию. Они не обязательно экстраверты, но одиночество для них невыносимо, поэтому они склонны проводить больше времени с близкими людьми. С другой стороны, люди с низкой аффилиацией одиноки и чрезмерное общение их утомляет.
- Опора на принадлежность. Это понятие тесно связано с самооценкой. Уверенные в себе люди, как правило, предъявляют высокие требования к аффилиации (т. е. им легко заводить новых друзей). Если у них низкие ожидания принадлежности, они постоянно боятся неудачи в отношениях. Говорят, что у них есть «страх быть отвергнутым».
Потребность в принадлежности и ожидание принадлежности могут возникать в четырех комбинациях, создавая четыре различные ситуации:
- Большие потребности и большие надежды. Конечно, такие люди очень общительны и почти всегда экстраверты. В большинстве случаев они производят положительное впечатление на людей, которых встречают. Однако позже выясняется, что их чрезмерная общительность многих раздражает.
- Маленькие нужды и большие надежды. Это происходит, когда человек достаточно уверен в себе и не боится неудачи в отношениях. Обычно он не ищет новых знакомств и близких планов, так как его потребность в принадлежности обычно полностью удовлетворяется.
- Низкие потребности и низкие надежды. Такой человек от природы не жаждет родства. А поскольку у него очень сильный страх быть отвергнутым, это только подтверждает его уверенность в том, что он никому не нужен.
- Большие потребности и маленькие надежды. Эта связь приводит к тому, что потребность человека в принадлежности часто остается неудовлетворенной. Это вызывает мощный внутренний конфликт, который со временем может привести к неврозам и другим психическим расстройствам.
Некоторые авторы считают, что последнее сочетание является основной причиной конформистского поведения. То есть, чем больше человек склонен включать и чем больше он боится быть отвергнутым, тем сильнее будет его конформистская тенденция.
Мотивация аффилиации
Для лучшего понимания аффилиации нам необходимо знать два других понятия: мотив аффилиации и мотив отторжения. Это два противоположных мотива, которые присутствуют в каждом человеке. У большинства людей преобладает первое, но второе иногда дает о себе знать.
Партнерская тема — это сложная тема, состоящая из желания присоединения и потребности в эмоционально доверительных отношениях. Степень выраженности этого мотива зависит как от воспитания человека, так и от его жизненного опыта. Люди с сильным партнерским мотивом, как правило, успешны в общении и имеют высокий статус в сообществе.
Мотив отвержения противоположен мотиву принадлежности. Она состоит в отрицании и саботаже индивидом собственной потребности принадлежать. Люди с этим доминирующим мотивом не стремятся быть частью коллектива и не мучают себя отсутствием социальной успешности.
Потребность в аффилиации
С психологической точки зрения принадлежность является одной из основных потребностей, присутствующих в каждом человеке. У всех людей он выражен в той или иной степени, но полностью отсутствовать не может. Благодаря ощущению принадлежности к определенной группе человек чувствует, что может рассчитывать на поддержку в трудной ситуации. При этом он готов поддержать других участников этой группы, чтобы укрепить отношения с ними.
Потребность в принадлежности может значительно возрасти, если человек потерпел неудачу и разочарован. В этой ситуации он может сделать одно из двух: продолжать отчаянно пытаться присоединиться к той же группе или искать альтернативный способ удовлетворить свою потребность в принадлежности (найти другую компанию).
Заключение
Людей называют социальными животными не просто так, потому что одна из наших самых больших потребностей — принадлежать к группе людей. Эта потребность выражена у всех по-разному и проявляется по-разному, но невозможно найти человека, у которого не было бы потребности в общении и сближении с другими людьми.

