Место государства в мировом сообществе определяется показателем социального развития, компонентом которого является средняя продолжительность жизни, которая делает здравоохранение приоритетом государственной политики.


Наша республика достигла европейского уровня с точки зрения некоторых показателей здоровья. Количество больничных коек и госпитализация населения на душу населения составляет 4 коек в год, а в Европейском союзе этот показатель — 1,5. Кроме того, за последние десять лет (1992-2002) на каждые 10 000 Жители нашей страны были на 16,1% больше врачей и на 5,4% больше медсестер. Количество амбулаторных и польских розетков на 10000 Население увеличилось на 27,8%, число людей, работающих в этом приходе — на 21,6%. Бюджетные расходы на здравоохранение на душу населения превысили уровень 1990 года. В 2002 году расходы на социальные и культурные цели в консолидированном бюджете Содружества составили 41,7%, а в некоторых Poviats 45-47%.
В 2003 году в регионе Витебия минимальный бюджетный стандарт расходов на службу общественного здравоохранения на душу населения составлял 131732 рубля, для жителей Poviats — 88886 рублей, в городах, подчиненных региону — 97448 рублей. Большинство расходов по бюджету провинции-70,5%, а в некоторых Poviats-до 80%-планируется распределять в филиалы социокультурной сферы, где общественное здравоохранение занимает 32,4%в расходах на провинциальный бюджет, а в Poviats 42-47%. Бюджетный резерв направлен на внедрение социальных норм.
Качество медицинских услуг в стране, однако, требует улучшения, о чем свидетельствует снижение средней продолжительности жизни в 1990-2002 годах: с 71,1 до 69 лет для всего населения, с 66,3 до 62,3 для мужчин и от 75,6 до 74 Для женщин.
Стало очевидно, что существующая система здравоохранения не может предоставлять современные медицинские услуги. Эксперимент, направленный на улучшение механизма финансирования здравоохранения (Резолюция № 1225 Совета министров 2000-08-10), который в настоящее время реализован в регионе Витебия, предусматривает разработку эффективной системы управления, которая позволит Перераспределение медицинских ресурсов в соответствии с приоритетами, более эффективным использованием, реструктуризацией типов и размером медицинской помощи в соответствии с уровнями их пользы, улучшая качество медицинской помощи для населения. Реформы не расширяют источники финансирования и не решают основную проблему, которая представляет собой укрепление и модернизацию материальной и технической базы медицинских учреждений.
Иностранные впечатления предполагают, что обязательное страхование, основанное на страховании и продлении оплачиваемых медицинских услуг, может быть более приемлемым для нашей страны. Важным аргументом для последнего является ускоряющий процесс рассеивания населения в соответствии с уровнем дохода. Увеличение разнообразия доходов населения дает основания признать, что 20% населения Республики имеет доход, значительно превышающий минимальный потребительский бюджет, среднюю зарплату. Благодаря этому одно пятое общество может заплатить за медицинские услуги.
Другое любопытство: 15-17% способных граждан не работают в национальной экономике, они не зарегистрированы как отдельные предприниматели или не являются безработными, хотя они используют бесплатное медицинское обслуживание.
Важным аргументом в пользу оплачиваемой медицины является активно развивающийся процесс оплачиваемых услуг, который в 2002 году в регионе Витебия составил 5,7 млрд. Б., то есть 59% бюджетного финансирования в размере 9,7 млрд. Б. Сумма оплачиваемых пособий, предоставляемых стоматологическими клиниками, значительно превысила бюджетное финансирование. Стоматологи получили доступ к современным материалам и технологиям, укрепляли материальную и техническую базу, создали новые рабочие места, и это поддерживает постоянный спрос на их услуги среди населения.
Ситуация аналогична в других регионах Республики, и это говорит о том, что в будущем 40% населения могут использовать платные медицинские услуги.


Возможен также плавный постепенный переход к страховой медицине, который оказался успешным во многих странах. Суть его в следующем. Трудоспособное население имеет страховку, соответствующую его страховым взносам, а компания оплачивает услуги медицинских учреждений. Пенсионеры застрахованы на сумму, равную их взносу, на который уход за ними оплачивает система социального обеспечения, которая выдает пенсионеру страховой полис в начале календарного года. Нетрудоспособные дети трудоспособного возраста получают страховой полис для покрытия стоимости медицинских услуг до достижения ими трудоспособного возраста, а их лечение оплачивается органами социальной защиты. Принцип справедливости в предложенном варианте реализован полностью.
Помимо форм государственного, страхового и платного медицинского обслуживания в стране в обязательном порядке должна функционировать благотворительная медицина, оказывающая некоторую медицинскую помощь бедным слоям общества. Для этого необходимо создать благотворительные фонды, основной задачей которых будет вложение дополнительных средств (добровольных пожертвований) в развитие медицины и улучшение условий труда.
Реформа системы лекарственного обеспечения необходима и должна начинаться с введения государственной монополии на ввоз и производство лекарств. Практика последнего десятилетия и опыт соседних стран показывают, что никакие меры государственного регулирования цен не будут эффективны в условиях коммерциализации импорта и производства лекарств. Более того, даже во многих достаточно развитых странах существует государственная монополия на ввоз и производство лекарств.
Расходы на рецептурные препараты составляют значительную долю бюджетных расходов на лекарства, отпускаемые по сниженным ценам. Например, в Витебске в 2002 году по льготным рецептам было выписано лекарств на 3,3 млрд. рублей, что значительно превышает затраты на лекарства при стационарном лечении. Однако очень мало тех, кого устраивают такие привилегии. Гораздо эффективнее было бы установить надбавку к пенсии каждому пенсионеру, а получатель должен решить (по рекомендации врача), какие лекарства покупать для этой надбавки.
Реформа здравоохранения должна предусматривать изменение системы летнего отдыха детей. Исследования показали, что ежегодно тысячи детей остаются без государственной и государственной опеки. Например, 52 стационарных лагеря в Витебской области вмещают не более половины учащихся при трехсменной системе, а их более 180 тысяч (6-14 лет).
Проблема усложняется еще и тем, что ведомственная принадлежность оздоровительных лагерей санкционировала приоритетное обращение с путевками для тех, чьи родители работают на предприятиях. При этом большинство этих предприятий являются государственными, а значит, все граждане вносят свой вклад в расходы на их содержание — за счет налогов, платежей, недополученной прибыли. Интересно, что стоимость путевок также зависит от того, где работают родители детей, и составляет от 20 до 100 процентов.
Предлагаем порядок выдачи путевок, при котором каждый ребенок от 6 до 14 лет в период каникул по желанию родителей может получить путевку или государственную сумму (стоимость которой определяется путем деления всего грант по количеству детей) на трехнедельные каникулы, где указывается месяц, а родители и школа выбирают, в какое учебное заведение они хотят поступить. Такая компоновка решает одновременно несколько задач: равноправие детского отдыха; право ребенка и родителей на выбор места отдыха; материальная мотивация детей к хорошей учебе. Финансирование из бюджета таких учреждений производится только за счет путевок, полученных от родителей.
Переход на застрахованную медицину не только решит накопившиеся проблемы, но и станет действенным средством введения на рынок труда трудоспособного населения и легализации теневой экономики – тех, кто не платит налоги, а пользуется бесплатными услугами здравоохранения, зачастую более и лучшего качества, чем те, кто платит за них аккуратно.

