

Статья Ольги Нянкиной, управляющего партнера, адвоката Московской городской коллегии адвокатов, «Потребительский терроризм в поликлиниках: можно ли ему противодействовать» в Вести.медина от 19 декабря 2018 г.
Понятие «потребительский терроризм» давно вошло в современную юридическую практику. Под умышленными действиями потребителя, состоящими в недобросовестном использовании своих прав и гражданских обязанностей, в процессе приобретения товаров или получения услуг по государственным договорам в целях получения необоснованной денежной выгоды либо принуждения продавца (исполнителя) к совершению денежных действий за выгода потребителя..
Следует отметить, что потребительский терроризм – это скорее «бич» крупных городов, пришедший к нам из-за рубежа, основанный на практике присуждения необоснованно завышенных сумм компенсаций за зачастую формальные нарушения прав потребителей, не повлекшие серьезных последствий.
Самый известный случай — присуждение компенсации в размере более полумиллиона долларов жителю США, который обжегся кофе в сетевом ресторане.
Несмотря на то, что российские суды зачастую не реагируют на столь абсурдные требования о возмещении морального вреда в размере нескольких тысяч рублей, сам факт постановки их в положение, когда им приходится доказывать свою правоту в отношениях с потребителем необходимость оплачивать судебные издержки и трата времени в суде выдвигает этот вопрос на первый план.
Потребительский террор в сфере платных медицинских услуг распространен не меньше, чем в сфере общепита или ремонта. А с учетом того, что цены на отдельные виды медицинских услуг в своей совокупности могут превышать сотни тысяч рублей, риск того, что медицинская клиника получит иск и проиграет его в суде с взысканием крупной суммы возмещения, достаточно велик. настоящий.
Жертвами потребителей, как правило, становятся частные платные клиники или стоматологические кабинеты, поскольку государственные учреждения здравоохранения, оказывающие платные услуги, уделяют большое внимание регламентации работы с платными пациентами. Государственные клиники не соглашаются на досудебные расчеты, и вряд ли из них получится извлечь «хорошую прибыль» в суде.
Недобросовестные пациенты следуют закону, когда обращаются в суд с исками о возмещении денежного ущерба, неустоек, штрафных санкций и штрафов:


Закон № 2300 РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг медицинскими организациями».
Как медицинской клинике не стать жертвой потребительского терроризма?
Так как же врачу и медицинскому учреждению организовать свою работу, чтобы свести к минимуму риск стать жертвой потребительского терроризма? Прежде всего, и это может показаться странным, важнейшим условием является добросовестное выполнение врачом и поликлиникой обязанностей, связанных с оказанием медицинских услуг. Трудно представить платную клинику, не пытающуюся получить как можно больше дохода. Однако, когда это делается не за счет привлечения широкой клиентской базы за счет оказания качественной медицинской помощи, а за счет манипулирования чувствами пациентов, вынужденных тратить последние сбережения, чтобы излечиться от болезни, которая даже не лечится. там действия такой медицинской организации обязательно приведут к судебным разбирательствам и многочисленным судебным искам.
Поскольку деятельность частных медицинских клиник регулируется не только Гражданским кодексом, но и Законом о защите прав потребителей и Положением об оказании платных медицинских услуг медицинскими организациями, важнейшим условием предотвращения негативного имущественного Последствия возможного судебного разбирательства – неукоснительное выполнение обязательств поставщика услуг самой медицинской организацией. К таким обязанностям относится, в частности, максимально полное информирование пациента-потребителя о содержании оказываемой услуги, условиях и порядке ее оказания, оплаты, возможных негативных последствиях.
Пациент имеет право: получать информацию о самой клинике, поэтому публичное обнародование устава, лицензии, регламента оказания платных услуг и цен на них позволит избежать необоснованных обвинений в нарушении права потребителя на получение информации в соответствии с с Законом о защите прав потребителей.
Ключевое значение имеет тщательно подготовленный договор на оказание комиссионных услуг с разъяснением всех аспектов договора и последствий его исполнения. В некоторых случаях использование типового договора может быть неоправданным, поэтому, если речь идет о сложной медицинской услуге, целесообразно внести изменения в образец договора под нужды конкретного случая.
Поскольку платные медицинские услуги предоставляются в соответствии с Законом о защите прав потребителей, досрочное расторжение такого договора должно иметь правовое основание. Если пациент, независимо от причины, требует досрочного расторжения договора на платные медицинские услуги и требует возмещения затрат, следует проверить, является ли требование о расторжении договора достаточно обоснованным в свете Закона. Однако именно пациент имеет право расторгнуть договор до его расторжения, поэтому клиника не может предотвратить это расторжение, удерживая с пациента денежные средства, соответствующие фактически оказанным услугам.
Пациент, как потребитель, имеет право подать жалобу:

